ШКОЛА «ДУМАЛОГИЯ»

Что дает интеллектуальное преимущество в жизни.

Интеллектуальное преимущество - фактор, способный обеспечить ребенку авторитет, стремительное развитие, безбедную и счастливую жизнь. Интеллект - способность к познанию и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. (Словарь психологических терминов). В этой статье расскажем, как развить творческое мышление(интеллект) ребенка без ущерба для него.

Мы читаем истории успеха людей, которые добились головокружительных высот.Они взобрались на вершину. Их имена известны всему миру, ими восхищаются, им завидуют.

Что же было секретом Стива Джобса, Билла Гейтса или Марка Цукерберга? Вы можете ответить, что они росли в благоприятных условиях. Стойкое убеждение в том, что их первоначальные возможности были на порядок выше, чем у половины населения земли, терзают многих.

У каждого из них были несправедливые преимущества. Самый простой и очевидный козырь - помощь родителей. Но только дедушка основателя Microsoft являлся вице-президентом Национального банка, а сам Билл учился в элитной школе Сиэтла. Родители Марка Цукерберга - врачи: папа - стоматолог, а мама - психиатр. Приемный отец создателя Apple работал автомехаником. Он мечтал привить мальчику интерес к автомобилям и жалел, что тот предпочел электронику.

Два богатейших человека мира в начале имели приблизительно те же стартовые условия, что и у каждого из нас.

Только у одного из троих были так называемые "связи". Но если подумать разумно, кто из нас не стремится обеспечить семью только лучшим?

История успеха Билла Гейтса.

На деле в карьерном росте не так важно, откуда ты идешь, ценнее - как ты это делаешь. Условия Била были максимально хороши. Насколько это действительно сыграло роль в его жизни, мы сейчас разберемся. Да, родители были весьма состоятельными людьми. Да, учился в лучшем учебном заведении города. Но из всех выпускников только двое смогли вписать свои имена в историю. И дело тут не только в положении человека в обществе на начале пути. Все как раз зависит от способностей и степени желания, а не от возможностей. И отец Microsoft является прекрасным тому примером.

В школе, дело было в конце шестидесятых, он получил возможность программировать на мини-компьютере. А в 13 лет написал первую программу - игру крестики-нолики. Все это превратилось в сумасшедшее увлечение: каждую неделю Гейтс жил в классе информатики по 20-30 часов, программировал по выходным и по ночам, пропускал уроки и забывал о сне и еде. Время за компьютерами стоило недешево, а деньги на посещение приходилось добывать собственными силами. Родители рассчитывали, что он будет учиться прилежно, а все его мысли занимала техника. Не напоминает ли вам это современные отношения? А знаете ли вы, что некоторые бизнесмены заработали свои первые большие деньги благодаря компьютерным играм?

В восьмом классе на уроках программирования он познакомился с Полом Алленом, который был на пару лет старше. Позже, когда друзьям не хватило времени для тестирования компьютера корпорации Digital Equipment, они без колебаний взломали программу.

За проступок студентам школы запретили работать на компьютерах летом. А в сентябре компания, которой принадлежала взломанная техника, согласилась взять их на работу. Теперь Билл и Пол искали ошибки в программном обеспечении, а взамен работали на компьютерах компании. На тот момент им было 15 - 16 лет.

Так начался головокружительный взлет: увлеченность, свобода творчества и переход границ во всех смыслах. Если гений - тот, кто выделяется от общей массы, то Гейтса отличало от других не положение в обществе, а бесконечное стремление к саморазвитию. Он вырвался вперед и не тормозил - и скоро оставил позади своих сверстников.

Преимущества: светлая и темная сторона.

У каждого человека, который достиг успеха, были преимущества: один родился в состоятельной семье, второй оказался в нужное время в нужном месте, третий имел уровень IQ выше 120 баллов.Роберт Кийосаки в одноименной книге называет это "несправедливые преимущества". И каждый из нас владеет одним конкретным из них.

Выигрыш шахматного турнира в 4 года и IQ 180-200 - средний уровень IQ равняется примерно 100-110, - хорошие оценки в школе или победы в олимпиадах дают некоторые преимущества в детстве и при поступлении. Но это не означает, что ребенок сможет конкурировать с другими и в будущем. Поступив в элитный ВУЗ благодаря достижениям, он сталкивается с десятками и сотнями таких же достойных ребят. И в этот момент он либо выделится как личность или затеряется среди таких же сотен "престижных" специалистов.

Выигрыш шахматного турнира в 4 года и IQ 180-200 - средний уровень IQ равняется примерно 100-110, - хорошие оценки в школе или победы в олимпиадах дают некоторые преимущества в детстве и при поступлении. Но это не означает, что ребенок сможет конкурировать с другими и в будущем. Поступив в элитный ВУЗ благодаря достижениям, он сталкивается с десятками и сотнями таких же достойных ребят. И в этот момент он либо выделится как личность или затеряется среди таких же сотен "престижных" специалистов.

Коучи, бизнесмены, миллионеры в интервью рассказывают, что их родители являлись представителями среднего звена. И фантастические возможности выпадали далеко не всякому. Но почти от каждого мы слышим, что они много читали и самостоятельно разбирались в вопросах, связанных с их сферой. Это интеллектуальное преимущество выгодно отличало их на фоне других специалистов, они вырвались вперед даже при низких стартовых условиях. Благодаря интеллектуальному преимуществу Биллу Гейтсу удалось стать тем, кем восхищаются несметное число людей. Развитие интеллекта и творческого мышления в своей области позволили ему создать неповторимые вещи, изменившие мир. Да и просто заработать миллионы

Интеллект или творчество?

Интеллектуальное преимущество Билла Гейтса стало оружием, которым он пробивал себе дорогу.

Каждый из нас может им также овладеть. В интеллекте есть "отдел" творческое мышление. Оно отвечает за идеи, изобретения и гениальность. Еще в 1998-1999 учеными в ходе сравнения великих людей и обыкновенных личностей были выведены характеристики, относящиеся к нему:

  1. самостоятельность суждений
  2. уверенность в себе
  3. способность находить привлекательность в трудностях
  4. эстетическая ориентация
  5. способность рисковать

[М.Меерович и Л.Шрагина “Технология творческого мышления.”]

Теперь давайте обратимся к определению “Интеллекта” в словаре методических терминов, где первое значение звучит:

”Интеллект - это общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей, в том числе и к изучению языков.” (выделить в рамку)

Другими словами, интеллект - умение получать из мира знания и применять на практике для решения любых проблем. А за рациональный и эффективный результат отвечает как раз Творческое мышление, которое также входит в понятие интеллект. Развить его у ребенка - это научить добывать и обрабатывать информацию из окружения и разрешать задачи различной сложности.

Что дает развитие интеллекта и чем это поможет в жизни.

В первую очередь - умение мыслить гибко и творчески. Как раз в правильных тестах на IQ содержатся не только задания на логику, но и те, на которые требуется найти нестандартное решение. Делаем вывод: тесты на коэффициент интеллекта в интернете в большинстве случаев - фуфло. Робот оригинальность решения оценить не способен. Если желаете узнать точный ответ, подходите к вопросу серьезнее.(здесь хорошо бы картинку не цветную)

Гибкое мышление помогает школьнику находить оригинальные решения. Это приветствуется на олимпиадах в школе, на работе, когда самое необычное и неочевидное решение является не просто лучшим, а эталонным. Или достаточно вспомнить наш любимый Google, где часть собеседования составляет тест с нестандартными задачами.

Во вторую - способность приспосабливаться к новым ситуациям, учиться на своих ошибках и грамотно использовать знания. Смышленый школьник не обязан помнить дословно все правила грамматики русского языка - главное, что он умеет их применять. Это относится не только к школьным предметам, но и к жизни. Вы же не запоминаете процесс приготовления любимого блюда наизусть, а просто используете книгу рецептов или блокнот. Так зачем ребенку заучивать правило? Зазубренный материал быстро улетучится у него из головы, оставляя только негативный осадок от учебы.

Способность адаптироваться к любой обстановке позволит ребенку не бояться будущих трудностей и всегда быть начеку, не терять контроля над собой и быстро находить эффективный ответ.

В третью - критическое мышление, которое позволит ему не только найти решение, но и оценить его рациональность и эффективность. Это полезный навык для каждого человека независимо от профессии. Он принимает участие в оценке ситуации, возможностей, расстановке приоритетов и многом другом.

С какой стороны подходить к развитию интеллекта?

Прежде чем хвататься за поиски курсов по воспитанию гения в ребенке или гуглить про развитие, важно узнать, а как это происходит на биологическом уровне. Иначе вместо пользы вы принесете исключительно вред. Чтобы грамотно и эффективно сформировать интеллект ребенка, помните, что у него, как и у любого живого существа на планете, организм развивается поэтапно по своим четко определенным законам. Их изучали давно. Одно из главных учений по детскому созреванию - теория когнитивного развития, самым ярким представителем и создателем которой был французский психолог Пиаже Жан.

Этап 1: ”Сенсомоторная стадия” (от рождения до 2 лет).

В этот период ребенок воспринимает всю информацию исключительно через окружающий мир. Малыш начинает понимать, что предметы существуют и вне поле его зрения, а мама уходя из комнаты возвращается. Также у него формируются короткие логические цепочки: если он хочет игрушку, он может подползти к ней и взять. Достижение цели вселяет в него уверенность в своих действиях.

Рекомендации для родителей:

На данном этапе родители должны поощрять любые стремления детей изучить обстановку, так как малыш только-только знакомится с окружающим миром. Важно не убить мотивацию ребенка к познанию. Никаких запретов и грозных возгласов о том, что нельзя делать. И тем более никакого рукоприкладства. Ребенок все равно вас не поймет, так как его еще несформированный разум не воспринимает слов. А вот легкие физические воздействия могут не на шутку напугать карапуза. Этим вы можете подорвать его психику. Как уберечь ребенка от лизания песка и иных предметов или засовывания вещей в розетки? Необходимо просто отвлечь его внимание любыми возможными способами. А также обеспечить ему необходимые безопасные условия существования и возможность узнавать новое! И не забывайте радоваться достижениям маленького исследователя, этим вы заложите в крошке любознательность.

Этап 2: от 2 до 7 лет - “Дооперациональная стадия”.

Малыш начинает пользоваться речью, учится формировать свои желания, описывать более сложные процессы, такие как эмоции и чувства. Дети учатся общаться с цифрами, классифицировать предметы, усваивают такие понятия как прошлое и будущее. Также стоит учитывать тот момент, что в дооперационной стадии взросления и роста восприятие у них весьма эгоцентрично, т.е. ребенок считает, что другие видят мир точно так же, как и он.

Об этом есть очень интересный эксперимент у Пиаже Жана: напротив испытуемого сажают куклу лицом к нему, между ними ставят кукольный домик. Его спрашивают, что видит игрушка, малыш описывает то, что перед глазами. Куклу разворачивают спиной, задают тот же вопрос. Дошкольник снова описывает свое видение.

В этот момент ребенок не способен встать на чужое место, поэтому фраза: “а как ты думаешь, если бы у тебя отобрали игрушку, было бы хорошо?” для ребенка будет непонятной и совершенно ничему не научит.

Рекомендации для родителей:

Этот этап подразумевает совершенствование речи и практических умений. Ребенок пытается организовать мир согласно собственным представлениям. А также его мышление не приобрело способность мыслить логически.

Еще один опыт Пиаже: перед ребенком на столе лежат две абсолютно одинаковые части пластилина. При нем экспериментатор берет и лепит из них две фигуры разные по высоте или ширине. Испытуемые от 2 до 7 лет обычно говорили, что больше материала в той фигурке, которая выше или шире. Дети постарше начинали говорить, что его одинаковое количество.(в рамочку отдельно)

Родным необходимо максимально подстроить требования в соответствии с возрастом и возможностями сына или дочки. Не требуйте встать на место другого человека или провести логическую цепочку событий. Дошкольник все равно не сможет. Упор в развитии стоит сделать на практические навыки. Сложные разговорные цепочки также еще не доступны.Взрослые должны научить его выражать свои чувства через изученные навыки, стать наставником.

Этап 3: от 7 до 11 лет проходит “стадия конкретных операций”.

Это пора, когда дети постепенно учатся ставить себя на место других людей, уже могут фокусироваться на событиях и отличать прошлое от будущего. У них формируется понятие об абстрактном мышлении. Зарождаются уже более длинные логические цепочки. Происходит пик активности в познании окружающего мира.

Рекомендации для родителей:

В этот момент вырабатываются навыки решения задач более сложными путями, поэтому необходимо поддерживать ребенка, если он берет на себя дополнительную ответственность. Подходящий период для того, чтобы ребенок учился именно на своих ошибках. Позвольте ему совершать их, это сформирует критическое мышление и способность не бояться трудностей. Фаза формирования ответственности и всего, что с ней связано. Если вы будете давать ребенку готовые решения, в дальнейшем он так и будет сваливать все на других людей. Необходимо задавать им вопросы, требующие именно размышления. Важно не критиковать ребенка, иначе у него пропадет желание делиться с вами, и он станет бояться говорить свои мысли кому-либо.

Этап 4: 11-15 лет наступает “стадия формальных операций”.

В эту фазу происходит окончательное формирование логического и абстрактного мышления. Дети способны понимать как фактические, так и гипотетические ситуации. А также применять знания из большинства изученных областей для решения задач. В этот период формируется понятие о планировании и расстановке приоритетов. В это время происходит расширение понятий ребенка о мире.

Рекомендации для родителей:

В этот период все основные навыки критического и творческого мышления, а также умение ориентироваться в проблеме сформированы почти до конца. Родные могут небезосновательно требовать от ребенка использовать полученные навыки для решения задач из любой сферы жизни. В такой момент детям доступны разные инструменты: анализ, дедукция и индукция, аналогия и иные методы познания мира. Однако продолжайте слушать открыто ребенка, хвалить его за достижения и ни в коем случае не осуждать за неудачи! В эти годы необходимо стать для него не наставником, а слушателем и добрым другом, с которым приятно делиться любыми мыслями.

Основные ошибки родителей при развитии ребенка

Доказано, что существенная ошибка у каждого родителя - это неосведомленность о физическом и психическом взрослении ребенка. Отсюда несоразмерные требования к чаду, а оно, оказывается, не может его выполнить! В этот момент приходит и стыд родителя за отпрыска, и разочарование ребенка в себе. Далее они поступают еще логичнее, как кажется. Мама или папа записывают школьника на всевозможные курсы, считая, что это поможет ребенку сейчас и в будущем.Отсюда тратят огромные ресурсы (время и деньги) на языки, скорочтение и развитие логики. Но это не дает никакого результата. Мы нисколько не умаляем вклада перечисленных дисциплин в развитие интеллекта малыша, но каждой из таких методик необходимо появляться в его жизни своевременно. Если ваш ребенок не читает в 5-6 лет, это не значит, что он отстает от остальных. У него свой собственный темп. Не стоит предъявлять требования малышу и ждать, что он будет преуспевающим во всем. Заставляя ребенка усиленно заниматься по всем дисциплинам слишком рано, вы просто тормозите его настоящее естественное развитие.

Еще одно заблуждение - это развитие только в той сфере, которая востребована сейчас. Если у него проблемы в школе с английским, ребенок чаще всего ходит на занятия именно по английскому. Если ему предстоит сдавать ЕГЭ - пора нанимать репетиторов для подготовки к экзамену. Как только цель достигнута, знания становятся неактуальны и деньги частично слиты почти впустую. Это все равно что купить телевизор и включить его ради одного фильма, а потом отложить на полочку.

Так, как избежать ошибок и не навредить естественному развитию?

Все просто: делайте все своевременно. Не требуйте от ребенка понимать сложные взаимосвязи, если ему еще нет 11. Развивайте лучше его практические навыки, узнавайте его увлечения, давайте попробовать максимальное количество различных деятельностей. Учите мыслить разносторонне. Не зацикливайтесь только на активных целях. Смотрите в будущее и формируйте у ребенка навыки, которые будут актуальны не только сегодня, но и в перспективе.

Вы также можете позаниматься по нашим материалам, которые помогут грамотно и увлекательно развить творческое мышление и интеллект ребенка. Скачать их можно по ссылкам:

Развивайтесь и учитесь с удовольствием!

С наилучшими пожеланиями, школа Думалогия