АМО-репетиторы

Определение АМО-репетиторов

АМО — активное мышление в обучении.

АМО-репетиторы ставят своей целью:

  1. — Обучение как понимание смысла и определение значения приобретаемых знаний для устойчивого усвоения школьного курса.
  2. — Обучение ребёнка тому, как учиться. Результат процесса – готовность к познанию мира на протяжении всей жизни посредством собственной переработки знаний.
  3. — Развитие сильного мышления, позволяющего решать сложные жизненные задачи, представлять их в разных моделях, оперировать противоречиями и так далее.

Задачи АМО-репетитора при работе с учащимися:

  • — динамично выбирать контент, основываясь на потребности каждого учащегося в группе, учитывая индивидуальные особенности, интересы и жизненный опыт;
  • — помогать ликвидировать ребенку проблемные зоны в определенной предметной области при решении открытых задач;
  • — обеспечивать повторение/изучение с ребенком любой части школьной программы (ФГОС) для получения им необходимых знаний для сдачи экзамена;
  • — способствовать формированию более широкого представления о концепциях изучаемой области, чем предлагает школьная программа;
  • — устранять барьеры в изучении школьных предметов, превращая их в “понятные” или “любимые”;
  • — проводить формативное оценивание на протяжении всего процесса, организуя поток обратной связи и внесение корректив в деятельность для улучшения обучения;
  • — создавать благоприятную, дружественную и доверительную среду между всеми участниками курса для формирования сообщества учебной группы;
  • — развивать навыки эффективной работы с информацией через ведение конспектов, «сворачивания» информации, приемам запоминания, построения концепт-карт и так далее.
  • — поддерживать и сопровождать учащегося в исследовательской деятельности во время освоения курса;
  • — помогать в формировании привычки думать через приемы ТРИЗ-педагогики, что способствует эффективному развитию мышления;
  • — создавать условия для творческой обработки знаний, совершенствуя навыки синтеза, анализа, оценивания, нестандартного мышления.

Сравнительный анализ репетиторов и АМО-репетиторов

Категория Репетитор АМО-репетитор
Компетентности в предметной области
  • — Формирует представление о процессах в изучаемой области;
  • — объясняет теоретические сведения по теме;
  • — отрабатывает навыки решения задач по установленной форме с известными алгоритмами;
  • — создаёт связи объектов изучения со смежными системами в ограниченных программой объемах
и др.
  • — Добивается понимания учащимся объекта изучения, его смысл (Зачем? Почему?);
  • — способствует формированию разнообразного представления о процессах в изучаемой области;
  • — рассуждает с учеником, опираясь на теоретические сведения с критической оценкой;
  • — отрабатывает навыки решения открытых задач с использованием разных методов поиска идей;
  • — помогают учащимся устанавливать связи объектов изучения не только со смежными системами, но и косвенно связанными
и др.
Оценивание Организует оценивание для оценивания (баллы). Проводит формирующее и суммативное оценивание, опираясь на ожидаемые ответы учащихся, совпадающих с ответом предлагаемых закрытых задач. Организует оценивание для обучения (определение достиг цели или требуется поддержка, изменение подхода). Проводит формирующее (формативное) оценивание, опираясь на ожидаемые и креативные ответы учащихся, демонстрирующих уровень присваивания знаний в изучаемом предмете. Основывается на критериальном оценивании решений.
Формирование стиля мышления Формирует стиль мышления, направленный на приобретение готовых знаний для решения сходных задач изучаемой темы. Формирует стиль мышления, направленный на самостоятельную деятельность в постановке задач и поиске методов их решения.
Творческое воображение Способствует развитию воображения при решении задач, требующих разработки моделей с новой системой объектов, предлагаемых учителем. Целенаправленно формирует управляемое и осознанное творчество через:
  1. — обучение приемам устранения психологической инерции,
  2. — развитие творческой интуиции,
  3. — формирование умения воспринимать объекты с различных точек зрения,
  4. — обучение генерированию творческих идей.
Системное мышление Основывается на изучении взаимосвязи систем реального мира через предметную область на основе ЗАКРЫТЫХ задач школьного курса. Основывается на изучении взаимосвязи систем реального мира через предметную область на основе ОТКРЫТЫХ задач. Развивает способность воспринимать любой объект или явление всесторонне (система — подсистемы — надсистемы) в развитии и взаимодействии (прошлое — настоящее — будущее); умение устанавливать разнообразные связи (функциональные, причинные, пространственные и др.) между различными системами.
Навыки логического мышления Формирует умение видеть, сравнивать, проводить причинно-следственные связи, обобщать и решать проблемы в конкретной области реального мира. Применять общепринятую аргументацию, выработанную по данному вопросу в ученом мире. Формирует умение видеть, сравнивать, проводить причинно-следственные связи, обобщать и решать проблемы в конкретной области реального и фантазийного/будущего мира. Применять обоснованную аргументацию и контраргументацию, сформированную по данному вопросу в процессе логических рассуждений.
Жизненные ценности Организует решение проблем, косвенно формирующих личностное отношение к ним учащихся. Способствует воспитанию образа жизни с установкой на активное участие в решении личных и общественных проблем через решение открытых задач.
Организация труда Обучает способам организации труда: планировать работу, следовать установленным срокам сдачи работы, обрабатывать информацию через решение задач/проблем, повышать работоспособность при условии вовлеченности в процесс. Обучает способам организации труда через творчество, помогает делать их собственными открытыми задачами: как планировать работу, как проводить рефлексию своей деятельности, как преобразовывать знания в жизненные задачи и др.
Коммуникативность Ограничивает на занятии взаимодействие друг с другом для большей собранности и сосредоточенности на образовательных целях. Основная форма взаимодействия – объяснение материала и контроль знаний. Формирует учебную группу, в которой все участники поддерживают друг друга, создают творческую доверительную среду. Основные формы активного взаимодействия – беседа, дебаты, игровые упражнения и т.п.
Аналитическое мышление Основывает обучение на доказательствах и аргументах при объяснении/представлении решения задачи/проблемы. Основывает обучение на доказательствах со стороны учащихся и аргументах при объяснении/представлении нескольких вариантов решения задачи/проблемы. Формирование сильного мышления через выявление противоречий и разрешение их.
Центрирование Учитель позиционирует себя в центре образовательного процесса. Он является носителем и транслятором знаний, формирующий такие же умения у обучающихся. Учитель выбирает роль фасилитатора. Учащийся в центре образовательного процесса. Он сам добывает знания, присваивая их благодаря грамотной поддержке учителя, который наблюдает, отслеживает и обсуждает.
Креативность Развивает творческое мышление при использовании нестандартных задач, требующих синтезировать знания различных областей. Целенаправленно развивает креативность, избавляя учащегося от инертности мышления. Учит находить несколько решений, создавать самого ученика задачи на основе проблем из разных сфер жизнедеятельности.